САМСАРА (в переводе с санскрита буквально означает «непрерывный поток») – ЭТО УМ ПОВЁРНУТЫЙ ВО ВНЕ, ПОТЕРЯННЫЙ В СВОИХ ПРОЕКЦИЯХ.
НИРВАНА – ЭТО УМ ПОВЁРНУТЫЙ ВО ВНУТРЬ, В СЕБЯ, РАСПОЗНАЮЩИЙ СВОЮ ПРИРОДУ..
Тихий Безмолвный ум – это не бессмысленный ум, но нирванический ум, озарённый Светом Божественной Любви и благодати.
Мысли безмолвствуют — когда музыка тишины заполняется тишиной безмолвия.
Тишина ума — лучший друг, ей от тебя ничего не нужно, она просто есть.
Безмолвие — одно из самых драгоценных украшений.
В безмолвии скрыта страшная сила.
Время не терпит безмолвия — безмолвие вечность.
МОЛЧАНИЕ УМА — ЭТО ОСТАНОВКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЫСЛЯМИ БЕЗ ЭМОЦИЙ!
Ваш ум - это чистая простыня, просто отстирайте его от грязи.
Ум стирается внимательностью к нему.
Махарадж: Пока вы ищете умом, вы не можете выйти за его пределы. Чтобы сделать это, вы должны отвести взгляд от ума и его содержимого, обратив его внутрь.
Вопрос: Как глубоко я ни пытаюсь заглянуть, я нахожу только ум. Ваши слова «за пределами ума» не дают мне ключ к разгадке.
Махарадж: Пока вы ищете умом, вы не можете выйти за его пределы. Чтобы сделать это, вы должны отвести взгляд от ума и его содержимого.
В: В каком направлении мне следует смотреть?
Махарадж: Все направления находятся внутри ума. Я не прошу вас смотреть в каком-то определённом направлении. Просто отведите взгляд от всего, что происходит в вашем уме, и направьте его на чувство «я есть». «Я есть» не является направлением. Это отрицание всех направлений. В конечном счёте даже «я есть» должно уйти, потому что вам не нужно всё время подтверждать то, что и так очевидно. Направление ума на чувство «я есть» просто помогает оторвать ум от всего остального.
В: Куда это приведёт меня?
Махарадж: Когда ум удерживается в стороне от своих занятий, он становится тихим. Если вы не вспугнёте эту тишину и останетесь в ней, вы обнаружите, что она пропитана светом и любовью, каких вы никогда не знали и, тем не менее, сразу узнаёте как свою собственную природу. Однажды обретя этот опыт, вы уже никогда не будете прежним человеком. Непокорный ум может разбить этот покой и затуманить это видение, но оно непременно будет возвращаться, если не ослаблять усилия, пока однажды не рухнут все оковы, иллюзии и привязанности и жизнь полностью не сконцентрируется в настоящем.
***
В: Если я за пределами ума, как я могу себя изменить?
Махарадж: Зачем что-то менять? Ум и так меняется всё время. Посмотрите на свой ум беспристрастно. Этого достаточно, чтобы его успокоить. Когда ум спокоен, вы можете выйти за его пределы. Не заставляйте его работать всё время. Остановитесь — и просто будьте. Если вы дадите ему отдых, он успокоится и раскроет свою чистоту и силу. Постоянное думание разрушает его.
В: Если моё истинное бытие всегда со мной, почему я не сознаю его?
Махарадж: Потому что оно очень тонкое, а ваш ум грубый, полный грубых мыслей и чувств. Успокойте и очистите свой ум, и вы познаете себя таким, какой вы есть.
В: Нужен ли мне ум, чтобы познать себя?
Махарадж: Вы за пределами ума, но вы познаёте умом. Очевидно, что широта, глубина и характер вашего знания зависит от того, какой инструмент вы используете. Развивайте свой инструмент, и ваше знание тоже будет развиваться.
В: Чтобы моё знание было совершенным, мне нужен совершенный ум.
Махарадж: Всё, что вам нужно, — тихий ум. Всё остальное будет происходить правильно, если ваш ум спокоен. Как солнце, поднимаясь, делает мир активным, так самоосознание влияет на изменения в уме. В свете покоя и постоянного самоосознания внутренние энергии просыпаются и творят чудеса без всякого усилия с вашей стороны.
В: Вы хотите сказать, что самая большая работа совершается «не-работанием»?
Махарадж: Совершенно верно. Поймите, что вам судьбой предначертано просветление. Сотрудничайте с вашей судьбой, не идите против неё, не перечьте ей. Позвольте ей исполниться. Всё, что вам надо делать, — это направить внимание на препятствия, создаваемые глупым умом.
Нисаргадатта Махарадж